Вторник, 24.10.2017, 12:40
Приветствую Вас Гость
| Главная | Регистрация | Вход |
Свердловская региональная общественная организация
Центр индийской культуры "РАТНА"
Официальный сайт
 
 
 
Вы можете подписаться
на рассылку "Афиша"
Подписаться письмом

Архив рассылки
 
 
GISMETEO: Погода по г.Екатеринбург

Главная » Статьи » Лекции

Древнеиндийский костюм
Проекты и программы > Образовательные программы >

Древнеиндийский костюм

Если Вы хотите узнать больше об истории Древней Индии, костюме различный эпох и социальных слоев, украшениях, прическах и тканях, можете пригласить нас с этой лекцией.

Лекция рассчитана на 2 часа, используется около 100 иллюстраций.
 

Богиня – Мать.
Испокон веков одежда служила защитой от неблагоприятных внешних факторов, а также указывала на сословное происхождение человека, род его занятий. Древнеиндийский костюм не является исключением.
 
Для начала необходимо отметить, что культура Древней Индии, складывалась как синтез двух совершенно разных по происхождению культур – Индской цивилизации и цивилизации древних Ариев. Это нашло отражение и в одежде.
 
Индская цивилизация (2,5-1,5 тыс. лет до н.э.) известна своими прекрасными древними городами, такими как Мохенджо-Даро и Хараппа. Они имели рациональную планировку, хорошо продуманную систему водопровода и канализации, жители городов использовали металл.
 
Найденные черепки с восточным орнаментом позволяют предположить хорошо развитую торговлю с Месопотамией и Древним Шумером. Самые известные находки этого периода – многочисленные стеатитовые печати с изображениями людей или животных и надписями, состоящими из 10-20 знаков.

По сохранившемся скульптурам можно реконструировать одежду того времени.

Богиня – Мать.

Мохенджо – Даро.

3 тыс. лет до н.э.

 

Мужчины носили подобие мантии, оставляя открытым левое плечо. Женщины оборачивали кусок ткани вокруг талии. И мужчины, и женщины носили длинные волосы, а также множество украшений, особенно браслетов.

Около 2 тыс. лет до н. э. Великая степь от современной Польши до Центральной Азии была заселена полукочевыми племенами. Постепенно они проникали на территории древних городов. Они приручили лошадей, имели колесницы, поклонялись своим небесным богам и чтили древние заповеди – Веды. Их изделия из бронзы были искуснее местных. Танец и музыка являлись неотъемлемой частью их жизни и они использовали септатонику – прообраз современной музыкальной гаммы.

Время поздних Вед (1000-700 лет до н.э) – это время создания смешанной культуры, время межплеменных войн, вытеснения или смешения различных народов древней Индии. Северные Арии понемногу забывают свою далекую родину, и повсеместно начинает развиваться новое, синтетическое искусство.

6 век до н. э. известен как время великих правителей. Это время появления Будды. Религия Ариев понемногу утрачивает истинный смысл и как ответ на это, возникают такие религии, как буддизм и джайнизм. Индия считается 20-ойса трапией Персии, а после завоевания Персии греками в Индию приходит Александр Великий. Это время правления династии Маурьев.

Чандрагупта Маурья правит обширным и богатым государством. Земля дает обильные урожаи. В городах люди одеваются в цветной муслин,  расшитый драгоценностями. Дворцы утопают в роскоши.

Как выглядела одежда той эпохи? Костюм периода Маурьев состоял из 3-х частей – антарийя,утарья и кайябандх.

Антарийя (от послелога«анта» – вниз) – это одежда нижней части тела. Ее изготовляли из цветного муслина, хлопка, льна, расшивали золотом и украшали драгоценными камнями. Мужчины носили антарийю как несшитый кусок ткани, задрапированный вокруг бедер и между ногами в стиле «качча».
 

Для лучшего прилегания поверх ткани завязывался пояс кайябандх, который подвязывался при помощи петлеобразного узла по центру талии. Кайябандх мог быть простым или с узлами на концах, лентоподобным, плоским, богато украшенным вышивкой и даже состоящим из многих нитей.

Раджа и рани. Середина 2 в до н.э.

Женская одежда была разнообразней – широкий (длиной до колен) кусок ткани обертывался и укреплялся на талии, при этом длинный конец отреза красиво драпировался и перекидывался вперед, а короткий проходил между ног. Иногда использовали ланготи – узкий отрезок ткани, который при помощи кайябандхи подвязывали на талии, а затем пропускали между ног и закрепляли на спине.

Также женщины носили лехнга – отрезок ткани, плотно обернутый вокруг бедер.

Женские пояса – кайябандхи были подобны мужским, но в дополнение к ним они часто надевали декоративный кусок ткани, богато украшенный вышивкой или ткаными узорами. Этот кусок ткани назывался «патка» и закреплялся по центру талии, теряясь в складках антарийи.

Уттарийя (от послелога «вверх») – третий важный элемент костюма. Это отрезок очень красивого хлопка,реже шелка, который использовался как шарф и покрывал верхнюю половину тела.

Придворные носили уттарийю на двух плечах, перебрасывая ее по диагонали через грудь. Она могла свободно свисать и поддерживаться запястьями или локтями. Ремесленники и рабочие повязывали уттарийю вокруг головы для защиты от солнца и использовали один из краев в качестве полотенца.

На голове мужчины носили тюрбаны – волосы скручивались вместе с тканью и завязывались таким образом, чтобы узел оказывался на лбу или сбоку, но никогда не на макушке. Женщины заплетали волосы в косы или укладывали их в виде узла назатылке. Уттарийю закрепляли при помощи ленты. Иногда под уттарийю или поверх нее надевали шапочку, которую украшали подвесками, бахромой и  цветами.

И мужчины, и женщины с удовольствиемносили украшения: серьги, браслеты, ожерелья различных типов, а также пояса.
 

Серьги имели вид цветка, кольца или диска. На шею надевали 2 типа ожерелий: одно – короткое и плоское, другое – длинное. Короткое ожерелье могло состоять из 3-7 цепочек или такого же количества нитей бусин. Центральная бусина была крупнее или заменялась золотой пластиной. Иногда в центре каждой нити подвешивали амулет.

Браслеты, как правило, быть литыми, простыми или с различным орнаментом. Они также могли изготовлялись из нитей бусин квадратной или круглой формы или состоять из скрепленных пластин.

Мужчины носили богато расшитые пояса, а женщины зачастую использовали пояса, состоящие из множества нитей бусин красных семян какши. Позднее появились пояса с бусинами круглой, квадратной или овальной формы. Танцовщицы добавляли к наряду золотые или серебряные цепочки с колокольчиками.

Также женщины носили ножные браслеты в виде литого кольца, в виде цепочек или орнаментального круга с колокольчиками, и кольца на всех пальцах. Кольца были простые и их надевали по нескольку штук до середины пальца.

Носовых украшений не было совсем, зато встречаются украшения на лбу: крупные в виде звезды и маленькие – прообраз бинди.

Воин

Для изготовления украшений чаще использовалось серебро, нежели золото. Были широко распространены украшения с драгоценными камнями.

Первое влияние иностранцев на индийский костюм проявилось, прежде всего, в одежде военных: они стали носить шитую одежду – тунику с рукавами и перекрещенными на груди ремнями, которые использовались для ношения колчана, а также кожаный ремень для меча. Антарийя предпочиталась персидским штанам, тюрбан и повязку заменили шапочки – кепки. Также военные носили обувь

На закате империи Маурьев образовалась империя Сатавахана или Андхра. В это время процветали ремесла и торговля с Римом. Население Индии было смешанным – это были и дравиды, и парфяне, и греки. Поэтому костюм стал более разнообразным и изящным за счет смешения культур.

Все большее распространение получают туники. Их теперь, помимо военных, носят короли на охоте, охотники и прислужники. Туника была длиной до середины бедра. Деревенские женщины стали носить более короткие антарийи и более длинные уттарийи, покрывающие не только голову, но и спину.

Дамы королевских семей щеголяли в прозрачных антарийях, подвязанных красивыми кайябандхи с прекрасными орнаментами. Единственным отличием иноземной прислужницы становится ношение ленты в волосах. Иностранки предпочитают носить волосы длиной до плеч, подвязанные лентой или укладывают их в узел на макушке. Простые деревенские женщины носят волосы, уложенным узлом на затылке, в то время как при дворе женщины укладывают волосы узлом справа. Также повсеместно волосы заплетаются в косы.

Набор украшений остался без изменений.

В период поздних Сатаваханов (100 г дон.э. – 250 г н. э.) по прежнему используется антарийя, уттарийя и кайябандхи, но иностранное влияние становится еще заметнее. Мужчины все чаще используют уттарийю для покрытия верхней части тела, перекидывая ее через плечо или через грудь, нежели для ношения на голове. Если раньше священный шнур заменяла уттарийя, то теперь он стал самостоятельной частью одежды.

 

Антарийя у женщин становится прозрачной и туго завязывается на талии предварительным узлом. В женской моде появляется также канчука – туника длиной до середины бедра, в сочетании с антарийей. И, наконец, появляется прообраз сари.

Поражают разнообразием прически того времени. Как и прежде, в мужской моде царствует тюрбан. Если его не носят, то формируют всевозможные прически, скручивая волосы узлами и петлями.

Женщины богато украшают косы всевозможными подвесками, подобные тем, какими в настоящее время украшают косы танцовщицы стиля Бхаратанатьям.

Дизайн ювелирных украшений стал более разнообразным. В это время появляются серьги в виде кожуры семечки лотоса. Эта форма до сих пор очень популярна в Индии.

Всевозможные бусины драгоценных камней, жемчуга, золота составляли ожерелья. Один из наиболее популярных типов ожерелья имел такой вид: пять пластин золота или камней скреплялись между собой при помощи нитей бисера. При изготовлении монисты между круглыми пластинками помещали пластинки в форме манго или пластинки с драгоценными камнями. Такие ожерелья до сих пор с удовольствием носят в Южной Индии. Особым образом стали носить длинные цветочные венки и нити жемчуга – их перекрещивали на груди.

Изготовляются всевозможные формы браслетов: из пластин, в виде веревочек, с гравировкой. Пояса из драгоценных металлов и камней носили только женщины. Они имели множество вариаций – от звенящих колокольчиков до соединенных цепочек и нитей жемчуга

Ножные браслеты также поражают своим разнообразием: цепочки, свободно обвивающие ногу,  простые полые и с камешками внутри, украшенные драгоценными касеями, плоские с всевозможными орнаментами.

Удивительно, с каких древних времен сохранилась любовь индийцев к красивым тканям. И если мода за века претерпела существенные изменения, то дизайн многих украшений остается постоянным на протяжении многих веков.

Иллюстрации взяты из книг: «Ancient Indian Costume» и «Искусство древней Индии».

 

Категория: Лекции | Добавил: Diya (23.09.2009) | Автор: Бельченко Наталья
Просмотров: 7222 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/ 4
Всего комментариев: 1
0   Спам
1 Ксения   (05.02.2013 21:15)
Очень хорошо*)Спасибо*)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Карта сайта
Фотоальбомы
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Facebook Группа в Фейсбуке     ВКонтакте Группа ВКонтакте santoshdance
 
 Если Вы заметили на сайте ошибки (орфография, неработающие ссылки, неточности), просим сообщить администратору в Мини-чате либо по адресу santosh@bk.ru
Центр индийской культуры "Ратна" © 2017