<< Начало
Однажды он решает совершить паломничество в храм Сарасвати в деревню Джанкадесвари, район города Куттак ( северная часть штата Орисса, Индия), чтобы получить благословение богини. Продав шариковую ручку фирмы «Паркер», он получает 10 рупий - целое состояние по тем временам и отправляется в путь.
Пуджа, которую будущей гуру хотел совершить, длилась несколько дней и называлась адхьяя.
В первый же день ему показалось, что он слышит голос Джанадесвари (эманация богини Сарасвати в этом районе ), которая говорила ему: «Зачем ты пришел ко мне, ведь я тебя уже благословила».
Тогда Сурендранатх ушел и не стал заканчивать пуджу, так как его путь был теперь определен богиней. Шри Сурендранатх Джена как традиционный индус жил в окружении мифов, созданных предками и чувствовал, «что его состав, его плоть, в конечном счете, восходили к той космической материи, которая легла в основу стихий, природных объектов, да и вообще всего, что есть в окружающем мире» (цитирую слова Маргариты Альбедель, русского индолога, пожалуй самого любимого моего автора, пишущего об Индии на русском).
Поэтому во всех танцевальных композициях Гуру Сурендранатха и других танцевальных гуру Индии боги, полубоги и герои живут рядом как реальные персонажи.
После паломничества он вернулся домой и женился.
Семья жила скромно, денег постоянно не хватало. Однажды во время драмы на празднике рас-лила Сурендранатх Джена познакомился с Келучараном Махапатрой и узнал об институте Кала Викас Кендра, где преподавали Одисси (Институт находится в г. Куттак и сохранился до сих пор, программа изучения одисси там осталась такой, какой была создана при открытии в 1956г. его организацией «Джаянтика», занимавшейся восстановлением стиля одисси).
Одисси был новым видом искусства для Сурендранатха, и он решил попробовать, в 1962 году поступил в институт Кала Викас Кендра.
Программу, рассчитанную на 5 лет, Сурендранатх освоил за 2 года. В процессе учебы он вспоминал, что что-то подобное он уже учил в Асура Матхе.
Приблизительно в это же время он проходит 6 месячный курс обучения стиля Катхакали под руководством Бала Кришны Менона. В сравнении с джатрой стиль Катхакали был очень сложной танцевальной драмой, требующей проработки всех мышц лица, возможно, это оказало некоторое влияние на наличие быстро сменяющихся эмоциональных состояний в композициях Гуру Сурендранатха.
Опыт Сурендранатха как режиссера и исполнителя растет. Руководитель группы «Нритья Никетан» по изучению Одисси в Дели Харе Кришна Бехера в 1966-67 годах приглашает Сурендранатха стать его ассистентом в работе со студентами. Он принимает приглашение Бехеры и переезжает в Дели.
Когда в 1967г. Харе Кришну Бехеру пригласили в Бомбей для подготовки программы, он оставляет всех своих студентов на Сурендранатха Джену.
В это же время одну из студенток группы, Фредерику Маргалин приглашают выступить на программе Одисси в городе Бхубанешвар, как иностранного гостя.
(Фредрика Апфель Маргалин – американский ученый-антрополог изучала танец одисси, проводила антропологическое исследование такого явления в индийском танце как храмовые танцовщицы девадаси (локальное слово махари). Девушки, которых в раннем детстве ритуально выдавали замуж за бога Джаганатха, и вся их жизнь протекала в исполнении ритуалов и танцев для горячо любимого всей Ориссой бога Джаганатха. Очень советую почитать ее книгу о махари, узнаете очень много интересного о храмовых танцовщицах, о положении женщины в индуистском обществе и найдете много ответов на свои почему, например почему нечиста вдова и чем опасна девственница, долго пребывающая в семье. Frederique Apffel Margalin. Wives of the God-King. Delhi: Oxford University Press 1985),
Гуру джи всегда казалось, что номера Одисси, которые он выучил в институте Кала Викас Кендра, были слишком просты, но он не мог понять, что бы ему хотелось в них увидеть.
Он несколько модернизирует номер Фредерики и едет вместе с ней на выступление, которое имеет успех.
Читать далее>>
|