Приветствие гуру
LEELA VENKATARAMAN
Это была неделя памяти двух великих исполнителей - Odissi Minati Mishra с ее непрерывным служением Odissi, и Balakrishna с его музыкой.
Шестьдесят лет как активный учитель/исполнитель в танце – это значительное достижение и в случае Minati Mishra, ее рвение Odissi особенно достойно похвалы. Она поселилась в далекой Швейцарии после нескольких лет руководства Utkal Sangeet Mahavidyalaya (основан в Бхубанешваре в 1965 году). Чтобы отметить эту дату, под эгидой Utkal Dance и Research Academy, несколько танцоров и танцовщиц, которых она обучала (теперь сами учителя), собрались вместе, в знак уважения Minati, которая и сегодня является одним из первооткрывателей Odissi. Еще ребенком в начале 40 годов она начала изучать "Восточный Танец" под руководством Ajit Ghosh, преподавателя школы Удея Шанкара, также она обучалась музыке под руководством Dhiren Das и Durlabhchandra. Minati стала одной из старших последователей трио гуру Pankajcharan, Debaprasad и Kelucharan Mohapatra.
Одисси Nrutya Sankalpa отличался отсутствием показной роскоши. Первую abhinaya вечера в небольшом зале Sangeet Mahavidyalaya исполнили самые старшие ученики Minati, сохраняющие старые номера репертуара, привнеся ностальгическую ноту Odissi '50 –х.
Старшие ученики и гуру, Manoranjan Pradhan начали с Ashtapadi "Sritakamalakuchamsandala", изображающий раскаяние Кришны и страдания Радхи, Это очень выразительная, сложная для запоминания abhinaya Uttama Nayika.. Одухотворенную Abhinaya исполнили Anita Singhdev и Sabhinaya Meenakshi Behera в Arabhi, Debaprasad. Две выразительные abhmaya продемонстрированы за рамками Odissi. Bimbhadhar Das, великий специалист Jatra, представил яркое исполнение "Vadasiyatikinchitapi". Захватывающим было исполнение Gotipua Govind Chandrapal, его тонкого nritta и выразительного очарования, которого мы не находим сегодня в Gotipua Bandhanritta
Следующий вечер в Rabindra Bhavan начался, после формальной части, с выступления Minati Mishra непосредственно представляющий Jagannath Stotra. Ananda Tandava Ashtapadi и Stotra скорее относятся к йоге, нежели танцу. Слишком много музыкантов и слишком высокая громкость отняли у mardal всю его музыкальность, и совершенно не подходили для вдумчивого номера. Когда наши музыканты научатся создавать адекватное звуковое настроение, а не пытаться поразить зрителей объемом звука?
Minakshi Behera и Chapala Mishra выполнили Sabhinaya Pallavi, и снова это была Govinda Chandra Pal, abhmaya которой была очень эффектной. Финал был "Katha Kaha', одна из коротких и самых ранних версий Konarak, номера, в котором оживают скульптуры танцовщиц. Этот Odissi без слишком многих украшений и со скудной визуализацией – сильно отличается от сегодняшнего стиля.
Другое поклонение
С ghanta и mardal процессией, медленно изгибающийся это путь к аудитории Soochana Bhavan, стал дрцгим поводам для выражения благодарности, на этот раз основанным Balakrishna Das, посвященным великому певцу "30 с, ', 40 с и '50 с – чей голос находил отклик в душе каждого слушателя. Один из пионеров композиторов музыки для Odissi, его сочинения была полна rasa, и выступать с abhinaya под эту музыку было истинным удовольствием дял танцора.
Parasumani Bhitar Gaoni (Mahari) спел некоторые старые композиции, такие как "Lage re sari goli laja" like Gopalkrishna. Группа Jaga Akhada Sangeet, которая все еще выступает в храме Пури, представила Rukmini Haran. Особенно ностальгической была их "Banchibo kehire" Champu из Chokki. Старые ученики покойного Balakrishna Das, Arati Misra, спели Athana в veera rasa возвратив к жизни старую рагу, не исполняемую сегодня, и Marubehag, предоставил Lata Ghosh (спел "Mani mandal" любимую мелодию Balakrishna Das Но пение, являясь классическим, в основном было в тоне хинустани. Благодаря этому ежегодному событию возобновился интерес к музыке Balakrishna Das. Ученики из отдаленных областей, из деревень, спрашивали как опасть на фестиваль. Добрый знак!
|