Готипуа. Очарование движения
Акробатическое искусство: Gotipua Конарок Нэтья Мандапа
Танцоры Gotipua Конарка Нэтья Мандэпа готовят почву, стреляют в Thripunithura.
Что делает местный танец Ориссы стиля Gotipua столь особенным - то, что он все еще сохраняет элемент неискушённости, отличаясь этим это более искушенного Odissi. Эта традиционная форма танца, которая, как полагают, была предшественником Odissi, лишена рафинированности и ограничений "классической" структуры, и, таким образом, остается яркой и полной энергии. Восемь мальчиков знаменитого Конарка Натья Мандапа вдохновенно выступили на сцене со сложным представлением Gotipua в Thripunithura.
Исторически Gotipua в конце 15-ого столетия и начала 16-ого столетия. Традиция "Devadasi" или "Mahari" была в состоянии упадка и была потребность поддержать традицию танца. Поэтому танцу стали обучать мальчиков.
Gotipua на языке ория означает "один мальчик". Но по иронии судьбы "goti puas" всегда выступают в парах или группах. Структура танца такова, что мальчики, переодетые девочками - движутся вместе удивительно синхронно. Это происходит не только в движениях, но и даже в выразительных и акробатических моментах представления.
Танцоры достигают этой стадии совершенства в течение многих лет строгого обучения. "Мальчики, главным образом из очень бедных семей, принимаются различными школами танца в Ориссе. Их возраст от 6 до 13 лет. После этого они или превращают учителей или переходят к Odissi. Они обучаются в течение приблизительно двух лет, в течение которых изучают технику танца и abhinaya, и достигают гибкости, что является необыкновенно важным", говорит B.C. Biswal, менеджер труппы.
Типичная программа Gotipua начинается "Bhumi Pranam", просьбой Богу или приветствием Матери-земле. Далее следует "Nritya", где танцоры демонстрируют ловкие передвижения и некоторые mudras (жесты), все еще использующиеся в танце.
Одна часть представления специально оставлена для abhinaya, в которой танцоры, демонстрируют умение передавать истории через выразительность или navarasas. В abhinaya используются произведения средневековых поэтов ория, такие как Gopalkrushna, Banamali, Goura Charan и другие. Изображаются различные истории, особенно посвященные Радхе и Кришне. Возможно, самый сложный и захватывающий аспект Gotipua "Bandha Nritya" или акробатика. Танцоры поражают зрителей своими позами, которые называют "chaki", "shagadi", "mayura" и "chira mayura."
Простой aharya
"Aharya" на языке танцоров – «простой». Они очень напоминают более популярный тип Odissi или стиль Devadasi более раннего периода. Они носят драгоценности, сделанные из бисера; ожерелья, нарукавные повязки и украшения для ушей. Звук их тяжелых ножных колокольчиков добавляется к пульсирующему ритму. Танцоры используют густой макияж и украшают волосы цветами, которые вплетаются в узел на голове.
Танцорам аккомпанируют музыканты, которые играют на mardal, ударный инструмент, родственный pakhawaj, gini (тарелки), фисгармония, скрипка и bansuri. Во время представления танцоры поют, поддерживаемые вокалистом.
Часто говорится, что нужно увидеть представление Gotipua прежде, чем Вы сможете оценить Odissi. И наблюдение Gotipua является необходимым для танцоров Odissi. То, что современный, классический Odissi является утонченным Gotipua, становится очевидным в nritya, abhinaya, костюме и даже составе танцоров.
Единственный и важный пункт различия находится в акробатических движениях, которые распространены в Gotipua. Эти движения, скорее всего, были взяты из йоги, племенных и народных форм. Красота акробатических движений состоит в том, что они прекрасно сочетаются с танцем.
В отличие от большинства наших классических форм танца, которые были взяты под патронат Национальных движений и ассоциаций, Gotipua остается танцем простонародным, как и его практики. Следовательно, Gotipua все еще сохраняет вибрацию земли и сильную энергию. И это то, что делает его особенным.
Однако, в последнее время, в этой форме танца, кажется, появляются изменения. Возможно, это происходит под влиянием театра и даже кино. Подобные живым пирамидам позы, которыми танцоры поражают зрителей, ожидая обычно громких аплодисментов, почему то не кажутся оригинальными.
Эти молодые мальчики, возможно, не в состоянии объяснить нюансы своего танца или музыки; они знают только, чтобы вновь представить то, что они впитали за все годы обучения. Именно их спонтанность, живость, неискушенность танца и первозданная энергия очаровывает зрителей. И программа Thripunithura не была исключением.
Представление проводилась под эгидой Общества Поддержки индийской Классической музыки и Культуры Среди Молодежи (SPICMACAY) и Sree Poornathrayeesa Sangeetha Sabha.
|