Газета "Индиан Экспресс"
В отличие от Birju Maharaj и Kelucharan Mahapatra, молодое поколение классических танцоров - мужчин находит меньше возможностей для выступления на сцене
Когда Lingaraj Pradhan было 15 лет, его кузен предложил, чтобы подросток занялся танцем Odissi. Pradhan так преуспел в этом стиле танца, что теперь, в возрасте 30 лет, его считают одним из знаменитых исполнителей этого поколении танцоров. Все же, он не полностью удовлетворен. "Обычно танцовщицы привлекают внимание СМИ, в то время как едва что-либо написано о мужчинах. Кроме того, для мужчин, по сравнению с женщинами возможность танцевать появляется реже," говорит он.
В Индии множество классических танцоров говорят о том же. Это ирония судьбы, особенно если принять во внимание, что именно мужчины внесли основной вклад в кодификацию и формализацию большинства индийских классических танцев в их современных формах. Amrita Lahiri, глава танцевальных программ в Национальном Центре Исполнительных видов искусства (NCPA) в Мумбаи, говорит: "Многие из гениев, которые фактически сформировали индийский классический танец, были мужчинами - от Birju Maharaj (стиль Kathak) до Kelucharan Mohapatra (стиль Odissi)."
Таким образом, Неделя Танца Mudra NCPA, открывшаяся 26 апреля, намеренно поместила в центр внимания nayaka (танцора). В фестивале приняли участие такие исполнители, как Pradhan, Sheejith Krishna (Bharatanatyam) и Margi Vijayakumar (Kathakali) так же как и танцовщицы Shambhavi Vaze (Kathak) и Shobha Korambli (Kuchipudi), и все они представили различные аспекты nayaka.
Потребность сочетании мужского и женского аспектов танца очевидна, когда беседуешь с проживающем в Ченнае Krishna. "Многие организаторы понимают, что, чтобы привлечь аудиторию, Вы нуждаетесь в большем количестве очарования, а это может показать только женщина. Кроме того, в Индии мужчины, как привило, являются кормильцами. В этом контексте танец становится «легкомысленным занятием», поскольку не приносит постоянного дохода".
|