Искусство страны грез
Фестиваль Bhagyachandra в Манипуре, представивший много опытных танцоров стал воплощенной мечтой.
Четырехдневный, проводимый раз в три года фестиваль Bhagyachandra в гуще бесконечной экономической блокады и мятежа – стал украшением объединения государственного департамента Искусства и Культуры Manipuri с ассоциатами Восточного Зонального культурного центра, Kolkata, и Северо-восточным Зональным культурным центром, Dimapur. Где еще можно увидеть сказочную двухуровневую сцену с храмом Beithab в Kangla на переднем плане, наследие Королей Manipuri 1-3 в н.э.? Великолепное детище театрального ветерана эстета Ratan Thiyam! Недавно сооруженные столбы с обеих сторон сцены сделали танцевальную площадку естественным продолжением храма. Озеро перед сценой наполнено лилиями и освещено лампами, эти неподвижные воды отражают движения танцоров на сцене. Грустью о прошедшем была пронизана одноактная пьеса Maha Raas о зеленых окрестностях Kaina, места, где Король Bhagyachandra познал Raas ночью в период полнолуния Hiyangei в 1797, в храме Shree Govir dajee. Незабываемой была часть Maha Raas, когда в храме Shree Shree Govindajee в Impha многочисленные изящные gopis танцует вокруг главного божества храма.
Следующим вечером в Kangla Thokchom Ibemubi Devi, тонкий исполнитель Manipuri, обучавшийся в JNM Dance Academy; начал свое выступление с Khandita Radha (неправильно объявленный как khandita rasa) основанной на Geeta Govinda. Смесь перевода Meitei, с вкраплениями санскритским оригинала Джаядевы не всегда воспринималась поэтично. Основанный на творении Kalidas Krishma Ritu, творение Guru Babu Singh, описание природы и лебедей, было восхитительной картиной, представленной танцором Sanahambi и музыкой Devi.
Vedantam Venkata Naga Chalapathi c Kuchipudi Rao, несмотря на неверный выбор белого костюма, был воплощением огня в призыве "Sree Ganapati-nee Sevimpare" обоих stree veshas (Bhama Kalapam - Pravesha Daruvu) и необыкновенно нежен в лиричном "Gayatri Vanamali". Его 'ubukku' (падения и вставания), активная работа ног были примерами совершенства. Казалось, что он в мужском костюме исполнил Dashavataram.
После подвижного Kuchipudi, медленными измеренными шагами Sattriya Anita Sharma заворожила аудиторию своим номером Krishna Vandana, тонким выполнением Bargeet, в которой Yashoda будит Кришну "Utho mere laal". Вечер завершился выступлением Elam Indira Devi, которая изучает Lai Haraoba.
Тонкая команда
Студенты Академии Танца Ориссы Madhusmita Mohanty и муж Ramesh Chandra Jena являются тонкой командой. Mangalacharan Jagannath Ashtakam (с сильным изображением Ramesh в образе божества и Madhusmita в образе поклоняющегося) и Thai Nata в Bhopali и Shankarabharanam, в хореографии их учителя , Aruna Mohanty с его колебаниями от покойного Guru Debaprasad Das sabda/swara/patha, были исполнены превосходно. Из Geeta Govinda взята тема для номера Kshana Madhuna Narayana, где Кришна упрашивает Radha присоединиться к нему, дразня ее звуками ножных браслетов. Робкая Radha, больше на походит на mugdha, чем на Radha, из – за неверно расставленных акцентов. Navarasas, основанное на эпизодах Ramayana, прекрасно исполненное, сделало программу вечера слишком длинной.
Pallavi, исполненное Krishnan в стиле Mohiniattam, было одним из ярких выступлений фестиваля. Shiva Panchaksharam сопровождалось Urvashi, основанным на поэзии Kalidas. История Pururavas ее похищение Chitralekha, спасения Pururavas и ее любовный роман с Urvashi, представленная как сольная танцевальная драма, была полна сильных abhinaya, в этом танцовщице помогло пение Bijeesh Krishna. Он исполнил ragamalika в Saraswati, Vasanta, Kamboji, Bilahari, Athana, Mohanam, Surati и Lavangi с bhava. Swati Tirunal Dhanashree с tillana завершила сольные выступления. Pukhrambam Bilash Singh энергично исполнил Dashavatar и Tanum. Priyalota Devi, после mangalacharan, воздающего должное Sri Krishna, Богам в четырех направлениях, Гуру, Chaitanya Mahaprabhu и аудитории, представил Kalahantarita nayika, основанный на Geet Govinda в смеси Meitei и добавочных стихов на санскрите.
У Vani Ganapati хорошее сценическое обаяние и прелестная abhinaya, но впечатление немного испортил певец, который был не в состоянии несколько раз найти sruti. После Krishnam vande Jagatgurum, Nagendra Haaraaya с Natesa kavutvam и хинди "Roomroom jhoomke", номер Desh tillana потерял темп, опять таки из - за неверного пения.
Скорость и колдовство
Kathak Rajendra Gangani обрушила на аудиторию шторм быстрых и отточенных ударов ногами. Кроме upaj, uthan, thaat, paran и gat, Gangani выполнила abhinaya в thumri, "Choodiyan mori murab gayi". Наряду с tabla Yogesh Gangani и пением Samiullah Khan Gangani легко отбивала удары. У Manipuri Manju Elangbam есть удивительное изящество. Наряду с вокальной поддержкой Kunje Singh, его Dashavatar и Radha Abhisar были само изящество.
Очень компетентная танцовщица Pukhrambam Reepa Devi продемонстрировала свои виртуозные возможности в выполнении на большой скорости движений Manipuri. С с изменением климата глобализации и внутреннего политического смешения, поддержание искусства Манипура в энергичном состоянии является постоянной проблемой.
|