Образ Кришны в миниатюре>
Вы можете пригласить нас прочесть эту лекцию.
Кришна, восьмое воплощение Вишну, является одним из самых любимых богов Индии. Его называют «Черным», а его возлюбленную Радху – «Золотистой», «Светлой» Они противостоят друг другу как день и ночь, и все же не могут существовать друг без друга. И сегодня в Индии жениха сравнивают с Кришной, а невесту – с Радхой. И сегодня счастливая мать называет своего ребенка – «маленький Кришна»
Особое распространение культ Кришны получил в религиозно-реформаторском движении бхакти, что значит «Преданные». Это движение возникло как попытка реформировать ортодоксальное учение и отрицало внешнюю обрядность, посредничество жречества, деление на касты; лишь «личное общение верующего с Богом и его «личная» любовь к нему единственный путь к духовному освобождению.
Для поклонения Кришне не существует предписанных канонов. Верующий свободен выбрать для себя любую роль.
Он может стать слугой Кришны, или представлять бога в виде друга. Может относиться к нему как к маленькому ребенку (как это и по сей день делает любая индийская мать), или представляет Кришну своим возлюбленным. Ни один их этих видов не превосходит другого.
Мифология, посвященная Кришне, огромна. Все истории можно разделить на 4 части. В первой группе историй рассказывается о его шалостях. Здесь, несмотря на некоторый ущерб, причиняемым Кришной, он остается прелестным и очаровательным ребенком, которому так легко простить все его проказы.
Вторая часть историй – это рассказы о многочисленных попытках демонов погубить Кришну. Но каждый раз он выходит победителем, очищая мир от зла своим божественным прикосновением.
В третьей группе историй рассказывается о взаимодействии Кришны с другими богами, например с Индрой, Брахмой.
Но самые интересные истории, и их больше всего – это истории, повествующие о взаимоотношении Кришны и Радхи или Кришны с пастушками гопи. Именно благодаря этим историям в Индии появился огромный пласт поэтических, музыкальных, танцевальной и живописных произведений искусства, посвященных Кришне.
В XII в. бенгальский поэт Джайядева написал на санскрите замечательную поэму «Гитаговинда» (Песнь о пастухе), где воспевается любовь пастуха Кришны, обладавшего даром сладкозвучной игры на флейте, и его подруги Радхи.
Джайядева описывает ревность влюбленных, расставания и окончательное примирение. Поэма приобрела огромную популярность в Северной Индии, особенно в XV—XVII вв., когда эта часть страны была охвачена религиозно-реформаторским движением бхакти (преданными), зародившимся задолго до этого на юге страны.
После Джаядевы появилась традиция воспевания любви Радхи и Кришны. На различных языках, во всех частях Индии известные и не очень поэты воспевали красоту Кришны и Радхи. В их поэмах Радха уже не простая смертная, ее скульптуры стали устанавливать в храмах рядом с Кришной. Дабы сильнее подчеркнуть духовную значимость Радхи, ей стали посвящать песни. В этих песенных историях Кришна наделяется человеческими чертами, миф тесно переплетается с бытом и божество Кришна предстает в образе прекрасного пастуха и возлюбленного. И, наконец, одна из песен «Маленький Кришна, скорее приди ко мне» становится танцем.
Художники различных штатов Индии обращались к теме Кришны. Их многочисленные творения иллюстрируют и проказы маленького Кришны, его борьбу с демонами, и, конечно, взаимоотношения с пастушками. Отдельно стоят бесчисленные сюжеты, повествующие о любви Радхи и Кришны. Постепенно мифический персонаж Кришна наделяется чертами влюбленного юноши, и так возникает тема Божественной пары, где за изображениями юноши и девушки чаще всего подразумеваются именно Радха и Кришна.
Тема влюбленных тесно связана с весенними мотивами. Именно время пышного цветения, когда пробуждается природа и нежные чувства как нельзя лучше подходит для встреч влюбленных. Так, изображение мелодии Васанта-рагини описывается как «вместилище очарования, образ самого бога любви, прикрепившего ветку манго к своему павлиньему головному убору», поэтому именно образ Кришны используется для изображения весенних мелодий.
Для индийца природа, музыка и человек взаимосвязаны. И не удивительно, что в такой, сугубо аграрной, стране Индия, смена сезонов, их циклический ритм определял, вплоть до XX в., и ритм жизни людей. Традиционный календарь делится на шесть сезонов, по два месяца в каждом и уже в древнем эпосе можно найти их поэтические описания.
Живописная традиция барамаса (двенадцати месяцев) тесно перекликается с темой любви Кришны и Радхи.
Иногда художники изображают их встречи на фоне звездной ночи или тяжелых туч, несущих живительный дождь, на фоне пышно цветущих садов, подчеркивающих полноту чувств. Или изображают напрасно ожидающую Радху на фоне сумрачной природы, под стать ее настроению.
Сегодня не счесть живописных, музыкальных, поэтических и танцевальных произведений, посвященных Кришне.
Первые живописные произведения, посвященные Кришне, это книжные иллюстрации. Именно из книжных иллюстраций выросло искусство миниатюры. Первоначально небольшие художественные произведения использовалось в рукописных книгах как украшение страниц или иллюстрации. Индийская средневековая книга представляла собой стопку дощечек из пальмового листа, сшитую с 2 сторон. Книгу открывали снизу вверх. Так как поверхность пальмового листа неоднородна, то ее пытались выровнять при помощи специальной грунтовки. И все равно, нанесение линий представляла некоторую трудность, особенно если миниатюра состояла из нескольких дощечек. Использование бумаги вместо пальмовых листьев позволило увеличить размер иллюстрации. Затем они стали занимать уже целые листы, а затем отделились от текста и стали самостоятельными произведениями искусства. Такие листы — «лаух» — любители собирали в альбомы — «муракка». Миниатюра сохранила на всех этапах своего развития мелкий масштаб и ювелирную законченность деталей, общий декоративный характер композиции и расцветки.
Из всех многочисленных живописных школ раджпутская миниатюра на западе и живопись патачитра на востоке чаще всего обращалась к теме Кришны.
Что же такое миниатюра? Это небольшое живописное произведение, выполненной на листе бумаги или ткани. Иногда для написания миниатюр используются пальмовые листья.
Первые дошедшие до нас индийские миниатюры – это иллюстрации к джайскому трактату «Калпа сутра» середины 15 в. Чаще всего такие иллюстрации выполнялись на пальмовых листьях. Краски использовались растительные и минеральные, цветовая гамма невелика – оттенки красного и коричневого, желтый и синий цвета. Изображения довольно условны, и особое внимание обращает на себя написание глаз – при неизменном написании лица в профиль или 3/4, глаза изображаются в фас. При этом, если голова развернута ¾, до дальний глаз выпирает из лица наподобие телескопа.. Такое написание до сих пор характерно для гуджаратской народной живописи.
После проникновения могольских завоевателей в Северную Индию начался многовековой процесс сближения и взаимопроникновения культур.
Ислам принес иные эстетические и религиозные представления, нежели те, что складывались на протяжении тысячелетий в Индии. Изображения фигур стали раскованнее, появились новые сюжеты на светские темы, лица приобрели портретную схожесть.
Могольская школа миниатюры развилась при дворе повелителей огромного государства династии Бабуридов, так называемых «Великих Моголов», на базе местной, главным образом раджпутской школы и тимуридской миниатюры Средней Азии и Восточного Ирана.
Могольская миниатюра посвящена преимущественно иллюстрации сюжетов из литературы исторического, мемуарного и отчасти эпического характера. В XVII веке в ней получает огромное развитие портрет. Могольская живопись достигла большего технического мастерства, чем раджпутская, но уступает последней в чистоте и радостной красочности тонов. Писалась она яичными красками на лощеной бумаге. Это строго централизованная, уравновешенная, плоскостная композиция, которой подчиняется ритм цветовой гаммы, нередко эклектически сочетается с небольшими изображениями пейзажей.
Под влиянием европейского искусства в миниатюре возникает линейная и воздушная перспективы. Однако они не перешли в другие школы и прекратились с упадком придворной живописи.
При Акбаре (1556—1605 гг.) могольская школа миниатюры вполне сложилась и находилась в блестящем расцвете почти весь XVII век. Просуществовав около двух веков (с середины XVI по середину XVIII века), эта миниатюра слилась с другими местными школами, прекратившись как придворное искусство Моголов после закрытия Аурангзэбом (1659—1707 гг.) государственных столичных мастерских. Потерявшие работу живописцы разбрелись по стране, дав толчок к развитию искусства миниатюры в разных частях Индии.
В то же время живопись востока Индии, не испытывая такого сильного влияния моголов, продолжала развивать домогольский тип живописи. И если могольская, а позднее и индийская миниатюра в основе своей базировалась на книжной иллюстрации, то живопись востока шла от стенной росписи. Поэтому для нее характерно плоскостное изображение, чистые краски, особенное написание глаз и фиксированные позы.
Живописные школы Раджастана возникли как синтез могольской и индийской архаичной живописи. Взяв за основу могольскую технику живописи, с ее тщательно прорисованными деталями, индийские художники стали использовать усвоенные приемы для написания сюжетов, более близких и понятных жителям данной области от знати до простых крестьян. По содержанию миниатюра «раджастани» тесно связана с религиозными, мифологическими и эпическими сюжетами, проникнутыми лирико-бытовыми мотивами. Техника не отличалась от могольской, но бумага была чаще местной, ручной выработки, с коричневатым оттенком. Художники использовали только локальные краски, предпочитая сочетание желтого, синего и красного с изумрудной зеленью растительности. Добавление акцентов золотом в украшениях и одеяниях героев довершало сверкающую красочную гамму. Строгая плоскостность и яркая декоративность сохраняются в этой миниатюре и по сей день.
Всем своим существом раджпутская миниатюра близка к жизни своего времени и прекрасно изображает быт, обычаи и природу Раджастана. Она является более глубоко индийской, чем могольская живопись. В декоративном отношении школа «раджастани» дала образцы непревзойденной красочности, музыкальной звучности и гармонии цветовой гаммы. Здесь применяется акварель, наложенная густым слоем, и золото.
Несмотря на преобладание религиозной тематики, раджпутская миниатюра проникнута большой жизненностью, и миф в ней тесно переплетается с бытом. Божество Кришна здесь лишь прекрасный пастух и возлюбленный.
Цикл легенд о Кришне — пожалуй, та тема, что проходит связующей нитью через все многочисленные живописные школы этого обширного региона. Образ Кришны сложен и многогранен: в нем разные древние культы и самостоятельные циклы мифов в Средневековье органично слились воедино.
Давайте рассмотрим миниатюры нескольких школ раджпутской миниатюры.
Басоли.
Несмотря на тщательно прорисованные украшения и одежды, позы и лица персонажей довольно условны. Перспектива не выявлена, особенно это заметно на второй миниатюре, хотя попытки выделить первый план заметны – в первой миниатюре это большой горшок, во второй пруд с лотосами. Как и изображение домов и строений в первой миниатюре, так и пейзаж во второй фантастичны и условны. Они лишь намекают на время и место происходящих событий, служат задником для развертывающейся сцены. При этом яркость и четкость образов, остроумное расположение персонажей позволяет легко почувствовать настроение и смысл передаваемого сюжета.
Мевар
Изображение фигур в этой школе, как и в школе Басоли – плоскостное. Нарисованные деревья поражают своей фантастичностью. Остроумно показаны небеса и небожители. Интересно, что одежды как Кришны, так и пастушек характерны для данной местности, а именно – они одеты в юбки и кофточки чоли, а на Кришне – шапочка с павлиньими перьями. Главный персонаж помещен точно в центр композиции, и заметна приверженность художников этой школы к красному цвету. Черты лиц довольно условны и чтобы показать маленького Кришну, художник рисует его фигуру меньше, чем окружающих его взрослых. Можно только удивляться, как имея столь малые изобразительные качества художники этой школы добиваются ощущения радостной встречи с возлюбленным, зачарованность пастушек и тяжестью и огромностью холма. Красочность и многофигурность привлекают взгляд, а множество деталей не отпускает зрителя, заставляя еще и еще вглядываться в миниатюру, проникаясь ее сюжетом.
Кишангарх
Школа Кишангарх, известная своими прекрасными изображениями божественной пары и отличается от других несколько удлиненными чертами лиц и фигур, легкостью и изяществом поз, четкой композицией и лаконичностью.
Бунди
Видны попытки изобразить более раскованные позы, тщательно выписанные цветущие деревья и кустарники фантастичны и условны.
Кангра
Эта школа северной Индии наиболее близка к могольской миниатюре. Художники этой школы весьма освоились как с линейной, так и воздушной перспективой, используют не только локальные, но и смешанные.
Школа живописи Патачитра, Орисса
Живописные школы востока Индии не испытали такого сильного влияния мусульманской культуры. Продолжая развиваться как самобытное и яркое национальное искусство, они и по сей день сохраняют некоторую архаичность. Изображение чаще всего плоскостное, используемы краски – чистые, без полутонов, пейзажи условны, как и позы и лица изображаемых персонажей. Но помещенные с такие узкие рамки художники с легкостью создают яркие, запоминающиеся образы.
|