Пятница, 29.11.2024, 00:04
Приветствую Вас Гость
| Главная | Регистрация | Вход |
Свердловская региональная общественная организация
Центр индийской культуры "РАТНА"
Официальный сайт
 
 
 
Вы можете подписаться
на рассылку "Афиша"
Подписаться письмом

Архив рассылки
 
 
GISMETEO: Погода по г.Екатеринбург

Главная » Статьи » Лекции

Индийский классический стиль одисси
 
Индийский классический стиль одисси
 
Индийский классический стиль одисси возник и сформировался на территории современного штата Орисса. Первые упоминания о стиле можно встретить в древнеиндийском трактате о танце «Натья-шастра». Там стиль одисси упоминается под названием Одра Магадха и указывается как допустимый стиль исполнения танца согласно правилам «Натья –шастры».
 
Первые вещественные свидетельства существования этого стиля относятся ко 2 в н.э., времени императора Кхаравелы, покровителя культуры и искусства. Это барельефы танцовщиц и музыкантов на стенах джайнского монастыря, вырубленного в пещере Удайягири. Пещера Удайягири находится на расстоянии 8 км от столицы современной Ориссы г. Бхубанешвара.
 
За время своего существования одисси прошел путь подъёма и упадка. Расцвет стиля приходится на 11-13 века – время создания грандиозных храмов Раджрани (г.Бхубанешвар), Джаганатха (г.Пури), Конарка и других. Как и все остальные классические стили, танец одисси возник,  воплощая религиозные чувства. Сначала стиль исполнялся только женщинами, посвященными храмовыми танцовщицами – махари. Однако следует отметить, что учителями могли быть и мужчины, о чём свидетельствует скульптура нритья гуру в храме Конарк. После осквернения ряда больших храмов иностранными захватчиками, танец одисси вышел за пределы храма и стал исполняться юношами.
 

Репертуар и характер движений  танца махари и танца юношей носил разный оттенок. Махари танцевали для божества, спиной к аудитории, если последняя имела место быть. Тогда как юноши-гоутипуа (в переводе с ория «один мальчик») танцевали для аудитории и их целью являлось – удивить и поразить последнюю. Поэтому наряду с танцами, посвященными божествам, стали появляться танцы с акробатическими номерами. Однако затем следует упадок развития стиля и практически полное забвение. Английские колонизаторы запрещали танцевать в храмах, приравнивая махари к проституткам. Культ махари стал вырождаться,  и к 1956 году в живых осталось лишь 8 махари.

 
В современное время  неоклассический стиль одисси воссозданный Джаянтикой – содружеством гуру одисси имеет три основных направления. Первое – танец махари, второе - танец сакхи нача (танец, тяготеющий по стилистике своих движений к другому классическому стилю, кучипуди), третье – танец гоутипуа. В основе всех движений лежат две позы, относительно которых строится вся пластика стиля. Первая поза – трибханги или тройной изгиб тела (склоненная голова, смещенный торс и согнутые колени), эта поза напоминает латинскую S и символизирует женское начало в танце. Вторая поза  - это поза чаука или четыре угла (согнутые руки и колени), по легенде взята у бога Джаганатха, которому и посвящен в целом этот танцевальный стиль и символизирует мужское начало в танце. Содержание танцев достаточно разнообразно от чувственных историй о Кришне и его возлюбленной Радхи до героических сказаний о деяниях древний героев и богов, от описания красот природы до изображения храмовых сооружений.
 
В современном стиле одисси среди трех вышеозначенных направлений десятки гуру, которые трактуют этот танец по-своему, в силу своего мировоззрения и понимания, поэтому не стоит искать то, что правильно, а стоит наслаждаться  всем, что производит воображение этих талантливых людей, потому как каждое творение прекрасно.
 
Категория: Лекции | Добавил: Diya (21.09.2009) | Автор: Бельченко Наталья
Просмотров: 1667 | Рейтинг: 5.0/ 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Карта сайта
Фотоальбомы
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Facebook Группа в Фейсбуке     ВКонтакте Группа ВКонтакте santoshdance
 
 Если Вы заметили на сайте ошибки (орфография, неработающие ссылки, неточности), просим сообщить администратору в Мини-чате либо по адресу santosh@bk.ru
Центр индийской культуры "Ратна" © 2024